Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

 

Родителям: основные положения ФГОС ДО

Психологические основы стандартизации дошкольного образования.

Предмет регулирования федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования (далее ФГОС ДО), возникающие между участниками данногопроцесса при реализации образовательной организацией основной образовательнойпрограммы дошкольного образования. Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка,конституции РФ, законодательства РФ и обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народовРоссии при разработке и реализации образовательной программы. Стандартотражает согласованные социально-культурные, общественно-государственныеожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в своюочередь являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкойобщественности. ФГОС ДО представляет требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО). В основу стандартов дошкольного образования заложены «вечные» инеизменные законы психического и личностного развития детей дошкольноговозраста и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Психологической основой системы дошкольного образования является:

1. Целостное представление о ребенке дошкольного возраста. Формируяопределенный навык или умение, важно ориентироваться на целостноепредставление о ребенке и учитывать психологические закономерностиразвития в конкретном возрастном периоде.

2. Представление о целостной жизнедеятельности ребенка. Ребенок получаетзнания не только в процессе образовательной деятельности, но и свободныхвидах деятельности, развлекательных мероприятиях. Дошкольное образованиене должно ограничиваться только семьей или детским садом. Важно взаимодействие, сотрудничество семьи и образовательной организации, учетвсех аспектов жизнедеятельности ребенка.

3. Представление об индивидуальных траекториях развития и особенностяхповедения дошкольников (что хорошо для одного ребенка, не подходит длядругого). С точки зрения личностного развития особую значимость представляет общение. Дошкольник должен учиться взаимодействовать со взрослыми и детьми, научиться общаться, освоив разные роли в процессе общения, приобрести опыт совместной деятельности.В основе этого процесса -индивидуальная деятельность ребенка, которая обеспечивает необходимые условия для адекватного возраста функционирования нервной системы, позволяет ему расслабиться, отдыхать от сверстников, анализировать и планировать собственную деятельность. На определенном этапе развития индивидуальная деятельность переходит в совместную деятельность детей и их общение.Именно общение обеспечивает ребенку культурное развитие, т. е. то, чемучеловек учится, чтобы управлять собственными психическими процессами,своим поведением. Культурный человек - это человек, который умеет управлятьсамим собой, собственной деятельностью.

Итак, ребенок должен научиться управлять своими эмоциями. Можно сказать, что это является целевой направленностью образовательныхстандартов дошкольного образования. Рассмотрим три условия, позволяющиеэтого достичь: Первое условие: родители должны стать активными партнерами детского сада, что позволит создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку. Второе условие:учитывать особенности обучения детей дошкольного возраста. Есть два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен обучаться по программе другого. Дошкольник учится спонтанно и в основном потому, чтосчитает нужным и интересным. Взрослый должен придумывать такие ситуации, в которых у дошкольника возникает мотив обучения. Третье условие:наличие детской игры -ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Без игры нельзя построить систему значимого для ребенка обучения.Игра создает условия для формирования и развития психики и личностиребенка. Современным детям очень недостает эмоций. У них преобладает однообразная деятельность, которую они часто выполняют почти автоматически. Чтобы малыш развивался, надо жить вместе с ним эмоционально насыщеннойжизнью, что является важным фактором развития эмоционально-личностной сферы детей. Знакомясь с разнообразными чувствами, ребенок овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять.Игра обеспечивает развитие волевых качеств личности ребенка. Участие вигре предполагает реализацию произвольного поведения. Ребенок сам решает, играть, реализовывать свои личные желания и интересы или подчинять ихправилам игры.Организуя жизнедеятельность ребенка дошкольного возраста, необходимоцеленаправленно создавать условия и ситуации, в которых он мог бы проявитьволевое усилие. Работая над развитием воли, надо заниматься тем, что неполучается, что трудно, при этом помогая ребенку осмысливать его волевыеусилия.Еще одна психологическая закономерность, значимая для развитиядошкольного образования, касается центрального новообразованиядошкольного возраста-воображения. Оно возникает и развивается в игре. Другой вид воображения, не смыслового, как в игре, а объективного и предметного, развивается и реализуется в продуктивных видах деятельности.

4. Целевые ориентиры дошкольного образования. Требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования — это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Они определяются независимо от формреализации образовательной программы ДО, а так же от ее характера, особенностей развития воспитанников и видов организации, реализующей данную программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга) , и не являются основанием для ихформального сравнения с реальными достижениями детей. Они не служат основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных иитоговой аттестаций воспитанников . К целевым ориентирам дошкольного образования относятся характеристики развития ребенка на этапах начала и завершения дошкольного возраста. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (7-8 лет) предполагают, что ребенок: овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, проявляетинициативность и самостоятельность в разных видах деятельности -игре,общении, конструировании др.; может выбирать себе род занятий,участников совместной деятельности,обнаруживает способность к воплощениюразнообразных замыслов; уверен в своих силах, открыт внешнему миру положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства, активновзаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Он способен договариваться, учитывать интересы и чувства других людей, сопереживать их неудачам и радоваться успехам, стараться разрешать конфликты; обладает развитым воображением,которое реализуется в разных видах деятельности, способность к фантазии,воображению, творчеству, интенсивноразвивается и проявляется в игре. Владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, вт.ч. игровую и учебную. Творческие способности так же проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении, и т. п. Может фантазировать вслух, играть звуками и словами; хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, желания, чувства; использует речь для построения речевого высказывания в ситуациях общения,может выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности; подвижен, вынослив, владеет основными движениями и может контролировать и управлять ими, развита крупная и мелкая моторика, развита потребность бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.; способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, можетпреодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены; проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно -следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениямприроды и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальноми культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детскойлитературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания математики и истории и т. п. Способенсамостоятельно принимать решения, опираясь на свои знания и умения вразличных сферах действительности. Все выше перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования,успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебногопроцесса. Степень развития этих характеристик и способности ребенка ихпроявлять к моменту перехода на следующий уровень образования можетсущественно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни ииндивидуальных способностей конкретного ребенка. Преемственность дошкольного и начального общего образования. Целевые ориентиры дошкольного образования -основа преемственности и дошкольного и начального общего образования. Они предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности на этапе завершенияими дошкольного образования . Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в образовательную организацию с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой-опору школы на знания, умения, качества, которые приобретены дошкольниками, и активное использование их для дальнейшего развития учащихся. Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка,которые служат основой успешного школьного обучения.